«Ты же сидевшая, молчи и терпи», как женщины из ключевых групп населения сталкиваются с насилием 

​Многие женщины в регионе Восточной Европы и Центральной Азии узнают о своем диагнозе ВИЧ на самых поздних стадиях, когда ВИЧ поражает всю иммунную систему, а терапия уже не может помочь.

Многие женщины в регионе Восточной Европы и Центральной Азии узнают о своем диагнозе ВИЧ на самых поздних стадиях, когда ВИЧ поражает всю иммунную систему, а терапия уже не может помочь. [1]

Поздняя диагностика ВИЧ, особенно у женщин из ключевых групп населения: бывшие заключенные женщины, женщины, предоставляющие секс-услуги, женщины и девушки, употребляющие наркотики, трансгендерные женщины, является одной из проблем для программ общественного здравоохранения, как на глобальном уровне, так и в регионе Центральной Азии. Высокая стигма и дискриминация, психоэмоциональное, физическое и сексуальное насилие партнеров, членов их семей, вынуждают женщин скрывать свой диагноз до тех пор, пока не становится слишком поздно.

По данным Республиканского центра по контролю за вирусными гемоконтактными гепатитами и ВИЧ, на 01 августа 2023 года в стране зарегистрировано 12111 случаев ВИЧ. 37,2% всех зарегистрированных случаев ВИЧ приходится на женщин.

Марина Атабекова, социальный работник в Общественном Фонде «Астерия», рассказывает о том, что в их убежище для женщин, из ключевых групп населения, работа которого поддерживается ПРООН и Глобальным Фондом, обращается около 25–27 женщин в месяц, которые так или иначе пострадали от насилия.

[1] https://news.un.org/ru/story/2019/11/1368221

Общественный Фонд «Астерия» работает с 2006 года. При фонде функционирует убежище для женщин из ключевых групп населения. Работа убежища поддерживается проектом ПРООН «Эффективный контроль за ВИЧ и ТБ», финансируемый Глобальным Фондом. Проект покрывает расходы на питание женщин, гигиенические средства, бытовые услуги, заработные платы социальных работников.

В убежище женщина может остаться на один день или на месяц. Если у женщины есть дети, то социальные работники стараются обеспечить безопасным пространством и ее детей. Убежище рассчитано на прием 10 женщин, которые могут жить там одновременно. В убежище женщина получает поддержку, услуги психолога, консультации по экспресс-тестированию на ВИЧ, услуги перенаправления в медицинские учреждения.

Одна из клиенток по имени Нуриля (имя изменено) поделилась своей историей:

«Когда я освободилась из колонии, то вышла в никуда. Пока я отбывала наказание, моя мама продала
квартиру и мне просто некуда было идти. Только благодаря поддержке фонда и социальных работников, я смогла попасть сюда. Мой гражданский муж постоянно избивал меня, а я сама нуждалась в реабилитации и поддержке. Именно здесь я получила помощь, смогла побороть зависимость. Теперь тоже работаю в фонде, помогаю таким же женщинам, как и я, побороть страхи перед будущим. У меня есть возможность сейчас снимать небольшую комнату и смотреть в будущее с оптимизмом. Что могло быть со мной, если бы не Фонд, наверное бы покончила жизнь самоубийством».

Для многих женщин убежище становится последней надеждой на спасение. По данным МВД за восемь месяцев 2023 года в стране зарегистрировано 8 тысяч 502 заявления о насилии в семье.

В 2022 году система ООН призвала Правительство Кыргызстана усилить разъяснительную работу среди государственных служащих и широкой общественности о преступном характере всех форм гендерного насилия, включая домашнее и сексуальное насилие, и поддержать население и гражданское общество в неприятии таких преступлений.

«Вы знаете, если женщина бывшая заключенная, да и еще с ВИЧ-статусом, она автоматически уже не человек. Они часто живут с сожителями, которые сами являются бывшими заключенными, потребителями наркотиков или абьюзерами. Может быть в начале их отношений у них все хорошо, а потом люди срываются, начинают вместе употреблять алкоголь или возвращаются к наркотикам. У нас каждый день случаи, когда партнер/сожитель/муж обзывает женщину «зечкой», гонит её из дома, заявляет о том, что у нее нет никаких прав. Куда такая женщина может обратиться, если только не к нам?»

Вернуться наверх