Программа

Правительства Кыргызской Республики

«Туберкулез - V» на 2017-2021 годы

I. Общая оценка текущей ситуации

Кыргызская Республика – одна из стран с высоким уровнем туберкулеза по данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения и входит в число стран 27 стран с высоким уровнем множественной лекарственно-устойчивой формы туберкулеза (далее - МЛУ-ТБ).

В результате реализации предыдущих Национальных противотуберкулезных программ улучшилось качество диагностики и лечения больных туберкулезом, что привело к снижению уровня заболеваемости и смертности населения от туберкулеза.

Показатель заболеваемости туберкулезом снижен с 167,8 случаев на 100 000 населения (2001 г.) до 93,4 случаев (2016 г.), смертность от туберкулеза - с 27,0 случаев (2001 г.) до 5,6 случаев (2016 г.) на 100 000 населения. Почти в четыре раза снизилась заболеваемость детей: с 82,2 случаев (2002 г.) до 20,8 случаев на 100 000 населения (2016 г.). Эффективность лечения больных чувствительной формой туберкулеза в республике составила 80,5 %, больных с МЛУ-ТБ – 56,1 %, что ниже рекомендуемых показателей Всемирной организации здравоохранения (85 % и 75 % соответственно).

В результате внедрения современных молекулярных методов диагностики, увеличения охвата культуральными исследованиями и тестированием на лекарственную чувствительность увеличивается число подтвержденных случаев лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.

II. Нормативная правовая база

Программа Правительства Кыргызской Республики «Туберкулез – V» на 2017-2021 годы (далее - Программа) – стратегический документ, определяющий основные приоритетные направления в области контроля туберкулеза в Кыргызской Республике. Данная Программа скоординирована с Национальной программой реформирования здравоохранения «Ден соолук» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года № 309, а также с Планом действий по оптимизации оказания противотуберкулезной помощи населению Кыргызской Республики на 2017-2026 годы, утвержденным распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 17 января 2017 года № 9-р.

III. Достижения и проблемы

Политическая приверженность государства в области контроля туберкулеза способствовала выделению финансовых средств из государственного бюджета на приобретение противотуберкулезных препаратов первого ряда начиная с 2016 года. Тем не менее, закупка противотуберкулезных препаратов второго ряда все еще осуществляется на средства Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее – ГФСТМ).

В стране внедрены и применяются современные и эффективные методы диагностики и лечения туберкулеза. В 2013 году запущено в эксплуатацию новое здание республиканской референс-лаборатории с современным оборудованием.

Больные лекарственно-устойчивой формой туберкулеза обеспечиваются качественными лекарствами, в том числе с 2017 года новыми противотуберкулезными препаратами и короткими схемами лечения.

Успешно внедряются современные подходы к ведению больных туберкулезом, МЛУ-ТБв сочетании с ВИЧ-инфекцией. Осуществляется взаимодействие между заинтересованными сторонами на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Особую озабоченность вызывает качество лечения больных туберкулезом в организациях первичного звена здравоохранения. Недостаточное соблюдение пациент-ориентированного подхода в организации контролируемого лечения туберкулеза в амбулаторных условиях создает риск отрыва больных от лечения и нарушения режима лечения.

До настоящего времени не отработан вопрос социальной поддержки больных туберкулезом. Данный вопрос требует вовлечения всех заинтересованных сторон: государственные органы, неправительственные и донорские организации.

Одной из важных проблем остается высокий уровень заболеваемости туберкулезом внешних мигрантов, существует необходимость разработки и внедрения трансграничных механизмов их выявления и лечения. Стигма и дискриминация по отношению к больным туберкулезом в обществе способствуют позднему выявлению заболевания и отрыву от лечения.

IV. Цели

Целями Программы являются дальнейшее снижение уровня заболеваемости и смертности от туберкулеза в Кыргызской Республике, предотвращение роста заболеваемости туберкулезом с лекарственной устойчивостью.

V. Приоритеты

Основными приоритетными направлениями Программы являются профилактика, улучшение выявления и диагностики, повышение эффективности лечения больных туберкулезом, формирование пациент-ориентированной модели лечения, усиление взаимодействия с гражданским обществом в вопросах контроля туберкулеза.

Запланированные мероприятия будут осуществляться с акцентом на группы высокого риска развития туберкулеза, включающих контактных детей до 5 лет, лиц с ВИЧ-инфекцией, лиц с химической и алкогольной зависимостью, мигрантов, бывших заключенных, медицинских работников, лиц с хроническими заболеваниями, сопровождающимися снижением иммунного статуса.

1. Профилактика туберкулеза

Мероприятия по профилактике туберкулеза в рамках Программы отражены в Плане мероприятий по реализации настоящей Программы и включают специфическую иммунопрофилактику (вакцинация БЦЖ), химиопрофилактику для лиц из групп высокого риска. Необходимо вакцинирование БЦЖ всех здоровых новорожденных на 2-3 день жизни, с охватом новорожденных детей не менее 95 %.

Химиопрофилактика будет проводиться лицам, относящимся к группе высокого риска заболевания туберкулеза: контактные дети до 5 лет и с положительной пробой Манту, дети и взрослые с ВИЧ-инфекцией.

Программа предусматривает мероприятия по обследованию лиц, состоявших в контакте с больными туберкулезом, особенно с МЛУ-ТБ пациентами, решение вопроса финансирования рентгенологического обследования, в том числе компьютерной томографии для детей.

С целью снижения риска передачи и распространения туберкулезной инфекции во всех организациях здравоохранения будут усилены меры инфекционного контроля. Внедрение амбулаторного лечения будет являться мерой, направленной на сокращение риска внутрибольничного инфицирования туберкулезом.

2. Улучшение выявления и диагностики больных туберкулезом

Программой предусмотрен комплекс мер, включающий мероприятия по активному выявлению туберкулеза. В основе более детального анализа будет уточнен контингент группы высокого риска и определены наиболее эффективные методы скрининга на туберкулез. Будут разработаны подход и методология обследования контактных лиц, задачи первичного звена здравоохранения и службы общественного здравоохранения в вопросах раннего выявления туберкулеза.

С целью улучшения быстрой диагностики туберкулеза было закуплено и установлено в регионах 24 платформы GeneXpert. Программой предусматривается решение вопроса технического обслуживания данных платформ, обеспечения их картриджами, транспортировки патологического материала на исследование (мокрота, плевральная жидкость, мазок из зева, гной и др.).

3. Повышение качества и эффективности лечения больных туберкулезом

Бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами является залогом успеха противотуберкулезных мероприятий.

Программа предусматривает постепенный переход от донорского на государственное финансирование закупок противотуберкулезных препаратов для лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза с обеспечением их качества.

В рамках Программы будут рассмотрены вопросы эффективного использования новых противотуберкулезных препаратов и внедрения укороченных схем лечения, внедрения эффективных пациент-ориентированных подходов к контролируемому лечению в амбулаторных условиях, психологического сопровождения в процессе лечения.

Программа предусматривает решение вопроса социальной помощи пациентам и членам их семей. На сегодняшний день поддержка больных осуществляется на средства ГФСТМ и включает продовольственные пакеты, денежные компенсации транспортных расходов и мотивационные выплаты больным для поддержания приверженности к лечению.

4. Совершенствование системы мониторинга и оценки

Утверждено руководство по мониторингу и оценке противотуберкулезной программы, внедряется Национальная электронная система слежения за случаями туберкулеза в Кыргызской Республике «ES/TB-KG». Данные инструменты обеспечивают своевременную регистрацию случаев туберкулеза, мониторинг лечения, планирование закупки лекарственных препаратов, улучшение системы учета и отчетности по туберкулезу в республике, проведение адекватного анализа данных.

5. Взаимодействие с гражданским обществом

Гражданское общество является важным партнером Программы. Необходима разработка механизма его активного вовлечения в борьбу с туберкулезом, а также мероприятия по снижению стигмы и дискриминации по отношению к пациентам с туберкулезом. Гражданское общество включает неправительственные организации, общественные группы, религиозные организации, фонды, адвокативные группы и организации людей, имеющих различные заболевания.

6. Постепенное увеличение доли государственного финансирования противотуберкулезной службы

ГФСТМ предоставляет финансовую поддержку для закупки противотуберкулезных препаратов, реагентов, расходных материалов для лабораторных исследований, мотивационных выплат больным туберкулезом.

Учитывая ожидаемое сокращение финансирования со стороны ГФСТМ, начиная с 2018 года, возникает необходимость постепенного увеличения вклада государства в финансировании противотуберкулезных мероприятий.

VI. Мониторинг и оценка Программы

Мониторинг исполнения Программы будет осуществляться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики согласно разработанному Плану мероприятий по ее реализации.

VII. Ресурсное обеспечение Программы

44 % потребности Программы будет финансироваться из средств государственного бюджета, 24 % – за счет международных организаций, 32 % – будет продолжен поиск источников финансирования. Государственные средства будут направлены на выплаты заработной платы медицинским работникам, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики, питание пациентов в больницах и коммунальные услуги противотуберкулезных организаций.

VIII. Выполнение Плана по реализации Программы

Координация исполнения мероприятий Плана по реализации Программы будет осуществляться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики посредством:

- обеспечения мониторинга реализации Плана по реализации Программы;

- сотрудничества с международными партнерами, местными неправительственными организациями, заинтересованными государственными органами.

Документ:
Документ:
01:26